| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Статьи о русском варгане

1. Особый русский варган
2. Реконструкция Новгородского Варгана 14 века    New!

Русский варган

Поиск национального стиля и желание играть на русском варгане привело меня к попыткам исполнять на варгане русскую народную музыку, подобно тому, как это и делается в других народных варганных традициях - норвежской, эстонской, киргизской. Это был эксперимент, о результатах которого было сложно судить заранее, однако оказалось, что традиционные русские наигрыши звучат на русском варгане не только хорошо, но и неожиданно актуально и современно.

Уже широко известно, что русский варган так же традиционен в культуре, как и другие народные инструменты. О его былой распространённости говорит, к примеру, такой факт, что несмотря на период полного забвения, который он пережил совсем недавно, само название инструмента не ушло из языка. Не только слово, но и его семантика сохранились. Люди не видели русский варган десятилетиями, но знали, что оно значит – разве это не удивительно? В языке также широко употребим и производный глагол «сварганить», и что примечательно, существуют поговорки. К примеру, «на словах как на варгане» - эта поговорка из Курской области, где, как известно, на нём играли. «Женщины и девки употребляют железные варганы для аккомпаньемана песен, приставляя оные к зубам и двигая с различной скоростью язычок варгана», - писал об этом г-н Дмитрюков в 1831 году, перечисляя музыкальные инструменты малороссов сёл Суджанского района Курской области. Однако история русского варгана всё ещё ждёт своего исследования. В данной заметке будут перечислены только некоторые положения, которые могут дать представление об истории русского варгана в России, описать её в полноте и проанализировать ещё предстоит.

История русского варгана

История русского варгана уходит в далёкую древность. Первые известные находки варгана у древнеславянских племён относятся к 9 - 10в. (Екимауцкое городище, древнерусская культура Тиверцев, территория современной Молдовы) [1].

Великий Новгород

Девять находок русского варгана было открыто во время раскопок в Великом Новгороде (11-15 вв.). Вот лишь некоторые: (Данные таблицы предоставлены Антоном Каменским)

Возраст Размеры
Фото
Середина XIV в.
Н-1972,Кировский р-п,18-17 № 306 НГМ_КП_25060 А19-58
80(85)х25
60-80е гг. XIV в.
Н-1972, Кировский р-п,17-47 №306 НГМ_КП_25060 А19-57
Фото - Антон Каменский
65х3
Конец XIV в.
Н-2003, Никитинский р-п, 23-59 №260 НГМ_КП_44219 А201-287 Сделана реконструкция этого Варгана
55х29х7
Датируется XIV в.
Рогатицкий-II раскоп.
Найден в 2014 году.
Фото - Антон Каменский
-
Датировка XII-XIV век.
Варган из экспозиции «Новгородского государственного
объединённого музея-заповедника».
Середина XV в.
Неревский р-п, 1-6-78 ЦМД
Фото - Антон Каменский
64х32


Может показаться, что девять варганов - это совсем мало, но ведь это отдельные, случайно найденные экземпляры. С большой вероятностью, это те немногие инструменты, что были сломаны и выброшены. Кроме того, можно сравнить количество найденных варганов с общим числом других найденных в Новгороде инструментов: 28 щипковых гуслей, 27 смычковых, 3 сопели и около десятка пыжей от них. Получается, варган вовсе неплохо представлен на общем фоне!

Очень интересен вид сбоку, со стороны крепления первых двух древних русских варганов (Фото - Антон Каменский):



Первый варган имеет совершенно уникальное крепление язычка, этому феномену посвящена специальная статья на нашем сайте. Второй русской варган интересен тем, что имея весьма тонкое кольцо, его ширина была значительна.

Вопрос появления варгана у славян до сих пор остаётся не решённым. Дело в том, что территория обнаружения находок была в те времена приграничной, там одновременно проживало много народностей, шла активная торговля, обмен товарами и технологиями, взаимное культурное обогащение. В одном и том же месте находят инструменты с разным креплением язычка, характерным для разных варганных традиций. Поэтому делать какие-либо выводы о миграции, заимствовании или автохтонном происхождении инструмента у того или иного народа сложно. Не составляет никакого сомнения, что варган - инструмент архаичный, а архаичность может иметь не источник, как и камень в качестве орудия (или оружия) вероятнее всего имел не одного автора.

Археологические варганы находят и в других средневековых русских городах.

Русский варган, найденный в г. Можайске, в траншее на Комсомольской площади. Предположительно - XVI-XVII вв. Размер, примерно 75х35 мм.


В период с 17 по 19 век русский варган нередко упоминается в русской периодике и литературе. Правда, эти упоминания часто косвенные и иногда не дают возможность понять, идёт ли речь именно о варгане, поскольку с этим словом в русском языке тоже была путаница. Если основываться на этих упоминаниях, то выводы о распространённости и отношении к русскому варгану можно сделать очень разные, а подчас и противоположные.

Псковский русский варган

Датируется 17 веком. Фото: Елена Ковалева/SmartNews

Русских варганов в Пскове было найдено десять, преимущественно в слоях, датируемых XVI–XVIII веками. Фото Татьяна Щукина.


На этом фоне заслуживает особого внимания и доверия статья Владимира Одоевского о варгане в "Лексиконе"[2]. Это первая наиболее подробная работа о русском варгане, в ней кроме подробного описания инструмента и важных сведений об исполнителях упоминается мелодическое свойство варгана, наличие открытых и закрытых звуков и выделение при игре на нём обертонов.
      Князь В. Одоевский был не просто аристократом, который между дел занимался русской народной музыкой; он был глубоко укоренён в народную культуру благодаря своим широким на тот момент народным взглядам. Человек, которого считают основоположником российского музыкознания, изучал русскую песню, столкнувшись с тем, что её невозможно исполнить на обычных европейских инструментах, создал инструмент, позволявший интонировать иначе, близко к народному ладу. Т.е. можно говорить, что Одоевский действительно знал музыку и народную культуру (и вероятно русский варган), и на этом фоне особенно ценным и интересным звучит его замечание о том, что для изучения варгана "нигде может быть нельзя собрать больше опытов, как в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина".


Приводим статью В. Одоевского полностью (нажмите на ссылку чтобы открыть статью)

В этой статье В. Одоевский упоминает известных европейских исполнителей. Что же касается исполнителей на варгане в России, то, к сожалению, таковые не известны. Очень часто можно слышать об эпизоде, описанном Пироговым, о встрече в Германии с Владимиром Далем и о том, как он слышал его исполнение русской песни на "губном органчике". Порой из этого делается вывод, что Даль играл именно на варгане, но пока нет хорошего исследования, которое бы доказывало, что это на самом деле был варган, а не губная гармошка, которая была изобретена несколько раньше и как раз переживала в те годы пик своей популярности именно в Германии.

Тульская область

Тульский русский варган

Варган. XII-XVII вв.

Железо, ковка, длина - 6,1; ширина - 2,8 см.
Описание: Музыкальный инструмент. В виде стержня овального в сечении, согнутого пополам и образующего калачевидную головку с выемкой посередине, концы разомкнуты.
Место, дата и автор находки: Тульская обл. Куликово поле. 2000 г. Гоняный М.И. Верхне-донская археологическая экспедиция
Кимовский р-н Тул. обл., 2000 г., предполагаемое место Куликовского сражения (урочище "Зеленая дубрава"), материалы металлодетекторных разведок. Зеленая Дубрава, урочище
Публикации: Гоняный М.И. Произв. отчет об охранных раск. на Куликовом поле (разведочные иссл.) 1996 г. Архив ИА РАН ГМЗ-КП-872/14. А-718/14
Варган. XII-XVII вв.
Железо, ковка. Длина - 5,7, ширина - 2,2 см.
Описание: В виде изогнутого фигурного стержня ромбического сечения с приостренными концами, подовальной головкой с выемкой посередине.
Место, дата и автор находки: Тульская обл., Кимовский р-н, район Куликова поля. 2003 г. Двуреченский О.В.
Кимовский р-н Тул. обл., 2003 г., с. Монастырщина - д. Хворостянка, материалы металлодетекторных разведок (НВФ) ГМЗ-НВ-263/5. А

Мангазея

Русские варганы VII в. Мангазея.

Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. МАНГАЗЕЯ новые археологические исследования (материалы 2001-2004 гг.)стр 194. [3]
Археологические раскопки в первом русском заполярном городе XVII века на севере Западной Сибири выявили большое количество предметов быта и среди них были музыкальные инструменты, включающие в себя фрагменты двух гудков и два варгана. Варган №1 медный, №2 железный (слева серебряные копейки).

Двадцатый век и русский варган

В начале 20 века появляется последние упоминания об игре на варгане в России. Причины, по котором произошло его забвение, неизвестны, но это коснулось не только варгана, но и многих других народных инструментов.


Вертков К.А., Благодатов Г., Язовицкая Э. "Атлас музыкальных инструментов народов СССР" 1963 г. Статья о варгане в разделе русских народных инструментов.

В середине 20 века к варгану заново обратился Дмитрий Покровский. Это уникальный человек, который занимался действительно народной музыкой, и замечательно, что варган попал в круг его интересов. Участник его ансамбля Александр Данилов освоил игру на варгана и они стали включать несколько номеров (как сольных, так и с другимиинструментами) в концерты. Есть информация, что они слышали живых варганистов и перенимали их игру, но не сохранилось никаких записей и информации, от кого именно и как этот человек играл. Сами же музыканты ансамбля Покровского использовали якутские хомусы. И всё же опыт ансамбля очень важен в новом становлении варгана, хотя и воспринимать его как живую традицию нельзя, это одна из авторских реконструкций.

Русский варган сегодня

С этого периода начинается новое время варгана, в которое произошло возрождение интереса к разным традициям и современному урбанизированному стилю, но и к русскому варгану. В России появились мастера, делающие мелодические варганы на высочайшем, мировом уровне. Немало варганистов освоили мелодическую сторону исполнительства на варгане и некоторые из них играют русские наигрыши. Вот некоторые примеры работ в направлении русского варгана:

Дуэт "Ольхонские Ворота".

Ансамбль "Улица" и Дуэт "Ольхонские Ворота".

Сольный альбом Владимира Маркова.


Больше русской музыки на варгане вы найдёте в специальном раздела нашего сайта "Проекты".

В социальной сети "Вконтакте" у нас есть паблик "Русская Народная Музыка и Русский, наш Варган", где собирается опыт всех современных варганистов играющих на варгане по-русски.


Список литературы:
1. Фёдоров Г.Б. Итоги трёхлетних работ в Молдавии в области славяно-русской археологии // КСИИМК. Выпуск 56, М., 1954. С.18
2. В.Ф.Одоевский "Музыкально литературное наследие" ГМИ, Москва 1956г.
3. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. МАНГАЗЕЯ новые археологические исследования (материалы 2001-2004 гг.)стр 194.


Данная страничка посвящена русскому варгану и музыке на русском варгане.

© Vladimir Markov 2009 - 2016