| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Курс "Русский варган. Мелодии"

I Введение

Как заниматься по этому курсу?

       Уроки рассчитаны на варганистов, прошедших видео курс "Русский варган. Основы". Задача курса - научить основам мелодической игры на варгане. Методика наших занятий претерпела сильные изменения: теперь она ещё больше направлена на развитие самостоятельности в занятиях варганом, а также на повышение вашей музыкальности в плане ритмики, мелодики и умения петь (сольфеджировать) мелодии. По нашему глубокому убеждению, упомянутые качества являются решающими в развитии варганиста. Желательно как минимум иметь 45 минут свободного времени для самостоятельных занятий каждый день по специальным методическим материалам.

Инструмент и его настройка на ноту

       Для исполнения мелодий и занятий по данному курсу можно прежде всего порекомендовать татарские стандартные кубызы Т. Вахитова. Это сбалансированные варганы с чистым звуком и мелодическими обертонами. Кроме того, качество варганов очень стабильное. Также отличные мелодические инструменты делают мастера А. Дерновой, С. Литвинов, М. Масько, А. Свищев, Д. Бабаев и некоторые другие.
       Все аудио примеры данного курса записаны на варгане, настроенном на ноту соль (G), поэтому вам надо приобрести варган, точно настроенный на эту ноту, или подстроить самому. Обратите внимание - именно подстроить, то есть поднять или понизить основной тон вашего инструмента максимум на полтона, в самом крайнем случае - на тон, иначе очень сильно изменится тембр звука. Тон варгана можно определить с помощью тюнера. Можно приобрести специальный хроматический тюнер в магазине, только проверьте, чтобы он хорошо улавливал основной тон варгана и почти не замечал его обертоны. Однако самый удобный вариант - это установить на смартфон приложение DaTuner. Итак, вы идете в магазин и выбираете хороший мелодический варган, настроенный или точно на "G" (соль) или в диапазоне "F# - G#" (фа диез - соль диез), в крайнем случае это могут быть варганы "F - A" (Фа - ля). Не имея слесарных навыков проще всего понизить то варгана, т.е берите более высокий инструмент.
       Ни в коем случае не настраивайте варган подгибая его колено внутрь или наружу, как это иногда советуется. Угол между язычком и коленом должен быть оптимальным (90 градусов или чуть внутрь), изменив его, вы получите ненужные призвуки!
       Понизить тон можно, утяжелив колено или колечко язычка. Самый простой прием: размягчите небольшое количество пчелиного воска между пальцами и прилепите его внутрь колечка язычка. При всей архаичности результат довольно прочен и удобен. Если вы хотите что-то более "солидное", то можно напаять немного низкотемпературного припоя с большим содержанием олова. Еще лучше использовать чистое олово, но его сложнее найти. Для максимального сохранения тембра разместите его равномерно на внешней стороне колена от колечка до начала загиба. Если потребуется сильное утяжеление можно добавить олово внутрь колечка.
       Зачистите мелкой шкуркой место пайки, обработайте припоем и припаяйте некоторое количество олова. Желательно экранировать деки и остальную часть язычка от брызг припоя. Важно также не перегреть язычок, поэтому концы дек вместе с ним желательно обернуть обильно увлажненной ватой. Соблюдайте правила безопасности при пайке, защищайте глаза и органы дыхания от паров и брызг. Далее напаянный припой постепенно стачиваем и проверяем результат по тюнеру так чтобы получить нужный тон.
       Повысить тон можно, сточив немного материала с колена и/или колечка язычка.

Как ударять дышать и другие основы игры?

       Все эти вопросы подробно были рассмотрены на специальном видео курсе для новичков "Русский варган. Основы". Перед тем как обратиться к мелодиям, необходимо много месяцев позаниматься по нему.

Открытый и закрытый звук

       Как меняется высота звука на варгане? Высота звука варгана меняется изменением объёма ротовой полости: чем он меньше, тем звуки выше, чем больше - ниже. Это делается приближением и удалением языка от передних зубов. Это не значит, что язык надо вытягивать или вообще делать какие-либо движения кончиком или серединой языка. Весь язык должен находиться в немного напряженном, собранном состоянии, и двигаться вперед и назад в почти неизменном виде с помощью мышц корня.

       Для правильного исполнения мелодий нам надо твердо освоить два типа звуков: открытые и закрытые:
1. Открытые звуки. С ними проще всего, их исполняют с дыханием, ничего не перекрывая во рту. Для изменения высоты звука меняется объём ротовой полости.
2. Закрытые звуки можно извлечь разными способами, однако самые чистые обертоны получаются закрытием гортани. При этом способе гортань перекрывается в районе голосовых складок так, чтобы воздух из легких не мог вдыхаться или выдыхаться. Это очень важное условие, изучая закрытые звуки, постоянно контролируйте, перекрыто ли дыхание полностью. Как освоить этот способ? Положите ладонь на горло примерно на 1/3 от его верхней части и попробуйте легко прокашляться, как будто у вас запершило в горле. Под ладонью вы почувствуете вибрацию. Обратите внимание, что, если вы медленно откашливаетесь (кряхтите), ваше горло то закрывается, то открывается. Закройте горло именно так, приложите варган к зубам и попробуйте получить закрытый звук. Другой способ разобраться с правильным закрытием горла заключается в следующем: вдохните некоторое количество воздуха в легкие, затем полностью перекройте дыхательные пути, сомкнуть плотно голосовые связки и потом, подняв давление воздуха под ними, резким толчком разомкните их, произнося звук "А". В освоении так же могут помочь следующие упражнения: попробуйте поикать, похихикать. В любом случае поток воздуха должен перекрываться в районе горла. Для изменения высоты звука меняйте объём ротовой полости, продолжая держать закрытым горло.

       Видео примеры открытых и закрытых звуков вы найдете в курсе "Русский варган. Основы". Крайне желательно снова вернуться к видео урокам по закрытым и открытым звукам, и научиться делать открытый и закрытые звуки ещё более чистыми. Открытые должны быть лишены малейших призвуков гласных, а закрытые слушаться очень чистыми и яркими.

This text will be replaced
Открытые звуки

This text will be replaced
Закрытые звуки



II Варганное сольфеджио

       Нередко варганисты недооценивают важность развития музыкального слуха и умения интонировать, а между тем этот навык сложно переоценить! В самом деле, новичку, особенно без педагога, очень трудно понять, правильно ли он берет тот или иной обертон, поскольку он ещё не умеет его брать точно, но даже взятый примерно правильно обертон звучит не особенно ярко и нередко вызывает затруднение у новичков. В этом случае очень помогает наличие "внутренней шкалы", которой является музыкальный слух. Ниже следуют звуковые примеры которые имеет смысл регулярно петь и шипеть.
       Шипение. Мы будем заниматься своеобразным варганным сольфеджио или шипением. Зачем это нужно? Дело в том, что шипящий во рту воздух, мы усиливаем ротовой полостью, в точности так же, как мы делаем это при игре на варгане, поскольку он тоже имеет обертональную основу. Сначала необходимо поставить артикуляционный аппарат в такое же положение, как он находится при игре на варгане. Для этого сложите губы так, как если бы вы держали варган, язык немного соберите в задней части ротовой полости, все мышцы щёк и нёба достаточно напряжены, чтобы создавать резонанс (но без фанатизма). Теперь медленно пропускайте воздух над задней частью языка. У вас получится шипение, которое соответствует положению органов артикуляции при открытом звуке.
       Закрытые звуки можно шипеть аналогично открытым, но надо твердо понимать, что когда вы будете играть какой либо обертон на варгане, то положение органов артикуляции будет именно таким, но потока воздуха не должно быть. Для того, чтобы привыкать закрывать горло на закрытых, можно шипеть из следующим образом: при закрытом звуке на коротком выдохе сожмите горло так, чтобы было слышно отчётливое [кэк]. Потренируйтесь чередовать шипение и сжатие горла. Однако повторюсь, если вам затруднительно это делать, шипите закрытые, как открытые. При правильном шипении не должно быть слышно артикуляционного звука [ш], а только движение воздуха над корнем языка. Иногда могут возникать отчётливо слышимые обертона - это значит, что вы делаете всё верно, т.к. природа такого шипения тоже обертональна. Занятия таким обертональным сольфеджио очень полезны и их надо выполнять довольно часть, единственно старайтесь дышать несильно, а как при игре на варгане, не создайте у себя вредной привычки шумного или чересчур сильного дыхания.
       Шипение очень важно чередовать с игрой этого же материала на варгане.

This text will be replaced
Пример шипения пяти ступеней гаммы. Скачать mp3

Упражнения для регулярного пения и шипения:
This text will be replaced
Пять ступеней гаммы соль мажор на фортепиано. Скачать mp3

This text will be replaced
Секвенции на фортепиано (5 ступеней). Скачать mp3

This text will be replaced
Гамма соль мажор на фортепиано (7 ступеней). Скачать mp3

Дополнительно необходимо петь и шипеть мелодии, которые вы будете в последствии разучивать. Возьмите за правило начать ежедневно пропевать и шипеть мелодию за неделю до того, как вы возьмётесь разучивать её на варгане. Умение интонировать конкретное произведение очень поможет вам найти верные обертоны на варгане.


III Варганный лад

       На варгане чаще всего исполняют мажорные мелодии. Дело в том, что начиная от седьмого обертона (восьмой гармоники), варганные обертоны образуют звукоряд близкий к мажорному ладу, широко используемому в современной музыке. Ступени этого варганного ряда мы будем обозначать цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по аналогии с ступенями мажорного лада.
      Наш курс ориентируется на обучение "на слух". Практика показывает, что это самый эффективный путь освоения, даже для музыкально образованных варганистов. Все народные варганные традиции основаны на таком подходе.
Давайте запомним чередование открытых и закрытых звуков в варганной ладе:

Ступень лада 1 2 3 4 5 6 7
Тип звука О Х О Х О Х Х

0 - открытый звук
+ - закрытый звук

Упражнения для шипения и варгана

      Приступаем к изучению этих ступеней "на слух".
Методика занятий с записями следующая:
1. Шипим с записью.
2. Держим варган наготове и чередуем шипение (3 раза) с проигрыванием на варгане того, что есть на записи (3 раза). Помним, что шипение подсказывает нам, в каком положении должны быть органы артикуляции для исполнения звука нужной высоты. Важно иметь ввиду, что небольшая подстройка объёма рта всё же может потребоваться.
3. Работаем только с варганом.


      Сейчас мы будем учиться играть три открытые ступени. Это открытые звуки, и чтобы поставить язык в правильное положение, сначала мы прошипим их, как на записи. Обратите внимание на положение языка - оно будет точно таким же, как при игре на варгане. Поэтому прежде, чем начать шипеть, возьмите варган и приготовьте его. Как только шипение попало в нужный тон, ничего не меняя во рту, сразу подносите варган и играете.

This text will be replaced
"Открытый обертон 1". Осваиваем первую ступень. Скачать mp3


This text will be replaced
"Открытый 5". Осваиваем пятую ступень. Скачать mp3


This text will be replaced
"Открытый 3". Осваиваем третью ступень. Скачать mp3


This text will be replaced
"Открытые 1 5" Скачать mp3
Вы должны получить те же ступени на варгане: 15,15,15. Заметьте, в каком положении находится ваше горло и язык при первой (низкой) и пятой (высокой) ступени. Играйте медленно, внимательно следя за правильным попаданием в тон.

This text will be replaced
"Открытые 1 3 5". Скачать mp3
Освоившись с этими ступенями, добавляем ещё один открытый звук - третью ступень. Одна будет располагаться между ними. Точно так же - сперва прошипим все три обертона вместе с записью, внимательно следя за положением языка. Затем, ничего не меняя во рту, зафиксировав это положение, берём варган и играем вместе с записью последовательности: 1 3 5. Следите, как меняется тон с помощью мышц горла. Вы как бы поднимаетесь на три ступеньки: |135|135|135|135|135|…

This text will be replaced
"Открытые 1 3". Скачать mp3
На следующей записи чередование поменялось: после того, как вы научились брать последовательности 1-3-5, отработайте отдельно переход с первой на третью ступень. Между ними небольшое расстояние, но так как третья ступень часто бывает не очень удобна для исполнения, стоит обратить на неё отдельное внимание. Сыграем последовательность: |1313|1313|…

This text will be replaced
"Открытые 3 5". Скачать mp3
Наша следующая задача - научиться делать обратное движение: после пятой ступени возвращаться к третьей. Сперва шипим, потом играем: |135|135|3535|3535|…

This text will be replaced
"Закрытые 2 и 4". Скачать mp3
Перейдём к закрытым звукам на второй и четвёртой ступени. Вспомним, что для получения закрытого звука нам надо сжать голосовую щель, чтобы не проходил воздух, варган тогда звучит остро, красиво, полно. Вместе с записью играем вторую, а затем четвертую ступень, следя за положением мышц горла и языка.

This text will be replaced
"1 и 2". Скачать mp3
Играем "на слух" ступени один и два.

This text will be replaced
"1 2 3". Скачать mp3
Теперь найдём положение второго обертона в уже знакомом нам ряду открытых ступеней. Как понятно, он будет находиться между первой и третьей ступенью. Попробуем сперва прошипеть эту последовательность: 1-2-3, сжимая горло на месте второй ступени. Теперь вместе с записью играем сперва открытые звуки 1-3, а затем, сосредоточившись, поместим между ними вторую ступень. В целом наше упражнение будет выглядеть так: |1313|1333|123-|123-|… Обращайте внимание, что всё движение мышц для получения этих близких звуков - минимальное. Очень важно не менять тембр при переходе от открытого к закрытому звуку. Иногда помогает такая подсказка: Сыграйте ступень 1 и затем, практически не меняя положения языка, закройте горло и получится ступень 2. Дело в том, что движения языка, необходимое для перехода на вторую ступень, требуется минимально, его перемещение чуть вперед и вверх делается автоматически.

This text will be replaced
"Пять и семь ступеней". Скачать mp3
Соединим все пять ступеней, помещая четвёртую на своё место. Вначале снова повторим их с шипением и перекрытым горлом, держа варган наготове. Как только шипение попадёт в верный тон, начинаем играть. Упражнение наше выглядит следующим образом: |12345-|12345-|… Обращайте внимание на точность попадание тона. В конце этой записи вы найдете "Семь ступеней". Сыграйте полную гамму, ориентируясь на минусовку.


IV Простые мелодии

Ни в коем случае не надо думать, что пройдя описанные выше упражнении, вы уже освоили гамму. Даже освоив её в первом приближении и перейдя к мелодиям, необходимо каждый день повторять эти упражнения в описанном порядке, чередуя пение, шипение и исполнение на варгане. Типовой план занятий может быть таким:

1. Сольфеджио. Петь и шипеть гамму, арпеджио и секвенции.
2. Варганные упражнения, описанные в разделе "Гамма". Чередовать шипение (4-5 раз) и исполнение на варгане несколько раз, если появятся ошибки, то необходимо остановиться. Все это проделать несколько раз для каждого упражнения. В случае, если сначала обертоны получались на варгане чисто, а потом вы "потерялись", необходимо снова повторить это чередование шипения и игры на варгане.
3. Мелодии на варгане. Работаем над мелодией по фразам, чередуя пропевание, шипение и исполнение на варгане. Как уже было сказано выше желательно заранее, примерно за неделю до разучивания на варгане начать регулярно петь и шипеть мелодию.

Как под горкой, под горой

This text will be replaced
Мелодия на фортепиано для пения и шипения. Скачать mp3

This text will be replaced
Пример шипения этой мелодии

Для справки, вот чередование открытых и закрытых звуков:
00++00+
00++000
0+00+
00++000

Петь можно без слов или со словами:
Как под горкой под горой торговал мужик золой.
Картошка моя, вся поджаренная.
Приходила девушка: "Почём золка, дедушка?"
Картошка моя, вся поджаренная.
"Три копейки, девушка", - отвечает дедушка.
Картошка моя, вся поджаренная.


       Пользуясь аудио примерами, разучите последовательно все фразы этой мелодии. Используйте уже освоенный метод "чередования". Возьмите в руку варган и, не выключая минусовку, прошипите один раз, затем проиграйте на варгане, снова прошипите и.т.д.

This text will be replaced
Часть 1: |1122|334-|
This text will be replaced
Часть 2: |3322|111-|
This text will be replaced
Часть 3: |3-2-|334-|
This text will be replaced
Часть 4: |3322|111-|
This text will be replaced
Мелодия на варгане полностью


Жили у бабуси два веселых гуся

This text will be replaced
Мелодия на фортепиано. Поём и шипим её.

Ознакомьтесь с используемыми обертонами и словами:
|4321|5-5-|
|4321|5-5-|
|4664|3553|
|2342|1-1-|

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один - серый,
Другой - белый -
Два веселых гуся.
Вытянули шеи -
У кого длиннее?
Один - серый,
Другой - белый -
У кого длиннее?


Перед разучиванием мелодии очень полезно поиграть такое упражнение:
|:12345-|54321-:|
|:1234|4321:|
This text will be replaced
Разучиваем мелодию


"Royskatten"
Очень интересная традиционная норвежская варганная мелодия. Мы рассмотрим её в упрощённом варианте.
|1-131-13|2-243---|
|1-131-13|2-243---|
|4-243-13|2- 07 23---|
|4-243-13|2- 07 23---|
07- это закрытый обертон, расположенный ниже первого, брать на слух.

This text will be replaced
Поём и шипим мелодию по фортепиано.
This text will be replaced
Разучиваем на варгане.

Полностью, без упрощений наигрыш может выглядеть так.


Jingle Bells
Всем известная мелодия, как будто специально созданная для варгана.
|333-|333-|3512|3---|
|4444|4333|3223|2-5-|
|333-|333-|3512|3---|
|4444|4333|5532|1---|
This text will be replaced
Поём и шипим мелодию по фортепиано.
This text will be replaced
Разучиваем на варгане.


V Нотное приложение

Использование этих нот не обязательно, но если вам так легче...

"Как под горкой, под горой"

Жили у бабуси два веселых гуся


<   Назад к списку курсов    |    К курсу "Основы игры"   >


© Vladimir Markov 2009 - 2016