| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Обертоны Варгана

Практическое Руководство. (Начало, окончание здесь )

Для более полного понимания данной статьи, желательно ознакомится с двумя другими материалами нашего сайта: "Рождение обертонов варгана" и "Основы Нотной Грамоты"

       Мелодическая игра на варгане довольно сложна, причем не только для исполнителя, но и для слушателя. Дело в том, что одновременно звучит сразу множество обертонов, даже если мы выделяем один, заставляя звучать его немного громче, неподготовленному уху довольно сложно выделить мелодию. Это особенность варгана, здесь нет ничего страшного, с небольшой практикой навык развивается и наигрыши становятся хорошо слышимыми.

Приобретаем Варган
       Для освоения обертональной игры подходит не всякий варган. Слишком "рычащие" инструменты прячут отдельные обертона, усложняя процесс обучения. Из опробованных мной моделей варганов, настоятельно рекомендую среднюю модель татарского кубыза Вахитовых, она просто создана для игры по нотам. Звуковые примеры этой статьи сыграны на варгане, настроенном на звук "Ля", поэтому удобнее всего пользоваться при обучении именно таким инструментом. Список подходящих для мелодической игры варганов:
1. Норвежские мунхарпы
2. Татарский кубыз Вахитовых (средний и стандартный)
3. Варганы Дернового

"Секрет Варганных Обертонов"
       Для правильного исполнения всех доступных обертонов нам надо твердо освоить два типа звуков: открытые и закрытые:
1. Открытые звуки. С ними проще всего, их исполняют просто с дыханием, ничего не перекрывая во рту. Для изменения высоты звука меняется объём ротовой полости.
2. Закрытые звуки можно извлечь разными способами, однако самые чистые обертоны получаются закрытием гортани. При этом способе гортань перекрывается в районе голосовых складок так, что бы воздух из легких не мог вдыхаться или выдыхаться. Это очень важное условие, изучая закрытые звуки, постоянно контролируйте, перекрыто ли дыхание полностью. Как освоить этот способ? Положите ладонь на горло примерно на 1/3 от его верхней части и попробуйте легко прокашляться, как будто у вас запершило в горле. Под ладонью вы почувствуете вибрацию. Обратите внимание, что, если вы медленно откашливаетесь (кряхтите), ваше горло то закрывается, то открывается. Закройте горло именно так, приложите варган к зубам и попробуйте получить закрытый звук. Другой способ разобраться с правильным закрытием горла заключается в следующем: вдохните некоторое количество воздуха в легкие, затем полностью перекройте дыхательные пути, сомкнуть плотно голосовые связки и потом, подняв давление воздуха под ними, резким толчком разомкните их, произнося звук "А". В освоении так же могут помочь следующие упражнения - попробуйте поикать, похихикать. В любом случае поток воздуха должен перекрываться в районе горла. Для изменения высоты звука меняется объём ротовой полости, продолжая держать закрытым горло.
       Есть один секрет, позволяющий уверенно брать все обертоны подряд, и его разгадку можно найти, например, в киргизской народной музыке. Вы, конечно, слышали, как, играя на темир-комузе, исполнители постоянно чередуют открытые и закрытые звуки. Дело в том, что именно так чище всего берутся обертоны, некоторые из них требуют непременно открытого звука, другие только закрытого.*
       Как определить, каким способом извлекать требуемую гармонику? Это как раз предельно просто, если мы обозначим основной тон номером один, то все последующие номера берутся, строго чередуя способы звукоизвлечения. Причем четные номера играются открытым звуком, а нечетные закрытым. Обратите внимание - первые гормоники на варгане нельзя взять, т.к. они слишком низкие. Гармоника 1 - закрытый звук (нельзя взять), 2- открытый (нельзя взять), 3 - закрытый (сложно взять), 4 - открытый, 5 - закрытый, 6 - отктырый, 7 - закрытый, 8 - открытый итд. С восьмой гармоники начинается звукоряд очень близкий к мажорному, на котором и играют мелодии на варгане. В нашей системе записи, закрытые звуки обозначены крестиком (+), открытые звуки не имеют дополнительного обозначения.
       Ещё один, весьма важный момент: для того, чтобы взять один и тот же обертон на варганах, настроенных на разную высоту звука (на разные ноты), необходимо разное положение органов артикуляции. Это происходит потому, что один и тот же обертон на разных варганах имеет разную высоту звука и для их усиления требуется разные объемы ротовой полости. Для уверенного владения варганом желательно чередовать инструменты с разными строями, и тогда довольно быстро можно освоить исполнение мелодий на любом варгане.

Практикуем Варганную Гамму
       Варганные обертоны образуют звукоряд близкий к мажорному ладу, широко используемому в современной музыке. Самая простая для чтения и понимания гамма - "До мажор".


       Её можно сыграть, нажимая только на белые клавиши фортепиано. Для обозначения ступеней этой гаммы не понадобятся диезы и бемоли. Для записи варганной музыки мы используем только эту тональность. Однако в нашем случае ноты будут указывать не на конкретную высоту звука, как в классической системе записи. У нас ноты обозначают определённый обертон, который следует взять на варгане. Огромное достоинство подобного подхода в том, что подобную нотацию нет надобности транспонировать и её можно использовать для инструмента настроенного на любую ноту.**
       Перед тем, как начать играть варганную гамму, ее надо обязательно научится петь. Варганная гамма очень близка а мажорной гамме (даже четвертая ступень, которая у других обертонных инструментов, например обертонной флейты, сильно завышена, на варгане может быть сыграна очень похоже с аналогичной ступенью диатонического звукоряда), поэтому перед тем как играть на варгане настроенном на тон "Ля" желательно научиться петь гамму ля мажор. Когда она будет у вас уже в голове, сыграть на варгане не составит труда. Ещё одно, очень полезное упражнение, научиться насвистываете все звуки мажорного звукоряда. Внизу диапазона свистеть сложно и это будет скорее шипение воздухом, это не страшно. Подобные занятия важны потому, что процессы усиления и изменения высоты звука при свисте схожи с игрой на варгане.
       Самая важная для варганиста восьмая гармоника, служит началом (первой ступенью) мажорной гаммы и обозначается нотой "До" первой октавы. От него проще всего начинать изучать остальные обертоны. Поскольку в мажорной гамме используются не все обертоны, чередование открытых и закрытых звуков будет несколько другим, последние помечены знаком (+):


        Ноты помеченные (8--------)играются на октаву ниже чем написано. Этот знак удобен тем, что не надо рисовать много добавочных линеек.
       Даже если не заниматься обертонами специально, а просто много и творчески играть на варгане, наш организм подсознательно выделит и запомнит большое количество обертонов. Это надо использовать, копируя или, как часто говорят музыканты, "снимая" наигрыши других исполнителей.
       Предлагаемые ниже упражнения служат этим же целям - научить базовым обертонам и твердо освоить два упомянутых типа звуков. Их надо просто, но настойчиво копировать с записи.
This text will be replaced


This text will be replaced


This text will be replaced


This text will be replaced


This text will be replaced


This text will be replaced

       Сначала мы освоим исполнение первых пяти ступеней гаммы, они обозначены нотами от "До" до "Соль", которым соответствуют обертоны с 8 по 12. Сверяясь с приведенной записью, начиная с открытого звука и строго чередуя открытые и закрытые типы звуков, исполняем первые пять нот.

This text will be replaced


       Если не получается, пробуем повторить выше приведенные звуковые упражнения и пробуем поиграть знакомую мелодию. Её звуки помогают правильно выделять обертона.

This text will be replaced


       Теперь осваиваем гамму полностью, от "До" играем всю гамму и заканчиваем "До" следующей октавы. Обратите внимание, что после ноты "Соль", чередование звуков будет другим. "Ля" и "Си" берутся закрытыми звуками, а последующий "До" открытым.

This text will be replaced


       Хочу предложить вашему вниманию небольшую пьесу, написанную специально для закрепления гаммы. Обратите внимание на значок в виде дуги, соединяющий две или несколько нот, он называется "лига". Залигованные ноты играются на один удар по язычку, приходящийся на первую из залигованных нот, а остальные ноты берутся дыханием.

This text will be replaced


       В звуковом примере сыграна только первая часть (основная тема). Освоив тему, надо научиться импровизировать на неё так, чтобы ваше соло логически проистекало из нее, развиваясь в самостоятельную мелодию. Над нотами написаны аккорды, это так называемая гармония произведения. На следующем этапе надо научиться играть свою импровизацию строго в соответствии с гармонией и в конце снова плавно прийти к теме. Это не значит, что все импровизации надо строить только так, но это здорово развивает чувство гармонии и поможет играть в большом коллективе. Аккорды гармонии могут быть исполнены на гитаре или другом инструменте. Для удобства предлагаю вам так называемую "минусовку", то есть запись, в которой не хватает только солирующего инструмента и под которую удобно заниматься (для варгана на "Ля"):
This text will be replaced
______________________________
* Научившись, можно будет брать обертоны и без четкого чередования закрытый - открытый, но описанный способ дает наиболее чистые обертоны.
** Мажорная гамма состоит из ступеней, в До-мажоре: "До" это первая ступень, Ре- вторая и так далее. Если основной тон вашего варгана другой, скажем "Фа диез" (F#), то: "Фа диез" - первая ступень, "Соль диез"- Вторая, "Ля диез"- третья итд. Однако звуковые интервалы между одинаковыми ступенями различных гамм равны. Поэтому можно просто играть на варгане любой настройки по нотам для до-мажора, воспринимая их как указатели на ступени лада и соответствующие им обертоны.

<   Назад к списку курсов и статей    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2009