| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Основы Нотной Грамоты

Запись высоты звука

       Для записи варганных наигрышей мы будем использовать обычную европейскую нотную систему, в упрощенном виде. Нередко музыканты любители преувеличивают сложность освоения нотной грамоты, представляя себе это таким же трудоемким как, например, изучение иностранного языка. На самом деле все гораздо проще, основы можно изучить за один вечер, хотя на закрепление материала потребуется дополнительное время.
       Высота звука будет фиксироваться нотами. Нота это графический знак, обозначающий высоту и длительность звуков. Способы изображения длительности звучания и ритмики будут рассмотрены ниже, в отдельной главе. Пять горизонтальных линий, на которых (и между которыми)будут изображаться ноты и паузы, называют нотным станом. Все ноты имеют названия и дополнительные обозначения латинскими буквами:

"До"-С, "Ре"-D, "Ми"-E, "Фа"-F, "Соль"- G, "Ля" -A, "Си" -B - американский вариант
"До"-С, "Ре"-D, "Ми"-E, "Фа"-F, "Соль"- G, "Ля" -A, "Си" - H - европейский вариант


       На рисунке показано, как упомянутые ноты соответствуют белым клавишам фортепиано. Если играть их все по порядку, то после Си, начинается следующая октава и снова идет "До", "Ре", "Ми" итд. Звуки следующей октавы имеют схожий тон, но звучат в два раза выше аналогичных звуков предыдущей октавы.
       "До" первой октавы изображается на первой добавочной линейке, следующая нота "Ре" рисуется под первой линейкой, "Ми" на первой линейке, и далее в таком же порядке, как показано на рисунке.

       Вся октава разделена на 12 интервалов, называемых полутонами. Полутон это звуковой интервал между двумя соседними клавишами, включая черные клавиши фортепиано. Для обозначения повышения звука на полтона используется специальный значок диез, а для понижения на полтона бемоль (см. рисунок выше)

Такты и размер
       Музыкальные произведения делятся на короткие отрезки - такты, отделённые друг от друга тактовой чертой (вертикальная линия). Они определяются, чередованием сильных и слабых долей произведения, которые, как правило, легко услышать. Музыка, как бы имеет слышимую пульсацию, например марш (под который легко шагать), имеет двухдольный ритм раз - два, а вальс трехдольный раз- два - три.
       В начале музыкального произведения после ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте (другими словами, на сколько считать), а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета - обычно четверть или половинная).
       Например, размер 3/4 означает, что счет в каждом такте ведется на 3, то есть "раз -два - три", "pаз - два - три" и т.д. Сумма длительностей в каждом такте всегда одинакова.

Запись Ритма


       Названия и длительности нот можно понять из картинки. Целая нота обозначается не заштрихованным овалом, половинная - тоже не заштрихованный овал (только контур), но со штилем. Четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая с добавлением хвостика или ребра, шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности:
       Целая нота - самая длинная по звучанию. Половинная нота по длительности звучит в два раза короче, чем целая. Четвертная нота по длительности звучит в два раза короче, чем половинная, а восьмая - в два раза короче, чем четвертная нота и шестнадцатая - в два раза короче, чем восьмая и так далее. Для лучшего понимания будем считать их на "раз и два и три и четыре и" в медленном темпе:


       Паузы, аналогично с нотами бывают целыми, половинными, четвертными итд. Их обозначения показаны на рисунке, длительность отсчитывается так же, как и у нот.
       Надо научится читать ритм с листа или другими словами выдерживать правильную длительность нот и пауз под удары метронома, которые будут звучать вместо цифр 123и4. Сами ноты лучше всего простукивать хлопками или ударами пальцем по крышке стола. Метроном можно использовать установленный на компьютере, могу рекомендую бесплатный "Give Me Tac" , однако удобнее всего пользоваться электронными метрономами для музыкантов.

Перейдем к практике:

       На первой строчке показаны самые простые ритмические примеры. Сверху нот стоят подсказки - маленькие черные треугольники, обозначающие удары метронома. (В реальных произведениях этих знаков нет.) Обратите внимание, размер 4/4 означает, что в каждом такте четыре доли, каждая длительностью в четверть. Удары метронома будут отбивать четверти, значит, на каждый такт будет приходиться четыре удара метронома. Красной цифрой "четыре" на рисунке показано время между первыми ударами метронома в двух соседних тактах. Это время равняется четырем долям, начало каждой доли нам будет обозначено метрономом. Получается, что черные треугольники показывают начало каждой доли, а длина (время) доли равно расстоянию между треугольниками. Также показано, что четвертная нота занимает одну долю такта, а половинная две. Попробуйте простучать пальцем ноты.

       На второй строчке немного более сложный ритм. Здесь широко используются восьмые ноты, которые звучат в два раза чаще, чем "бьет" метроном.

       В третьей, нижней строчке, вы встретите новое обозначение, точку поставленную возле ноты. Это означает, что длительность такой ноты становится в полтора раза дольше. Например, если точка стоит возле четвертной ноты, то её длительность равна полутора долям. Другие ноты с точкой меняют длительность аналогично. Также на рисунке графически показано, сколько долей занимает каждая нота в первом такте, и когда она должна начать звучать относительно метронома.

       Выработанный навык надо закрепить, поработав с ритмическим чтением других нот, последние можно взять здесь.

       Эта статья содержит только основы нотной грамоты, если вы будете нуждаться в более проработанных учебниках или сборниках упражнений, желательно обратиться к специальной литературе или преподавателю.

<   Назад к списку курсов и статей    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2009 - 2016