| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Учимся Слушать Варганную Музыку

Владимир Марков (varganist)

Варганная музыка не проста для прослушивания, поскольку это музыка нюансов, прежде всего тембральных нюансов. Как известно тембр характеризуется именно обертонным составом звука, от их соотношения и зависит то, как он будет звучать. Опытный исполнитель так хитро задействует нужные наборы обертонов в своём наигрыше, что мы можем слышать не просто мелодию на отдельно выделенных обертонах, все гораздо сложнее и богаче. Подключая дополнительные обертоны к основной мелодии, музыкант тембрально усиливает её, причем это обертональное богатство все время меняется по мелодии, являясь собственным художественным выразительным средством. Проблема заключается в том, что научится слышать все это богатство не просто, на это буквально могут уйти годы, как скрипичный мастер годами развивает у себя тембральный слух, позволяющий слышать ему весь спектр звучания инструмента, так и человек интересующийся варганом должен пройти некоторый путь, чтобы слышать многое.

Данная заметка, конечно, не может обучить вас слышать всё и сразу, но надеюсь, она поможет направить слух в нужное русло.

Итак, на что можно обратить внимание слушая качественную варганную музыку:
  1. Ритм - это самой простое, его прекрасно слышно, не случайно большинством начинающих варганистов варган воспринимается как ритмический инструмент.
  2. Мелодия - даже небольшой слушательский опыт поможет услышать вам мелодию, она есть практически во всех варганных произведениях, причем не только в мелодичных норвежских или киргизских, но и в ритмичных Арона Силадьи или "Турбодзен", в якутских, тувинских, у всех российских варганистов, которых я слышал. Мелодия может быть более сложной, более простой, но она есть всегда. В последнем случае она часто сильно подкрепляется работой с разнообразной тембральной окраской этой несложной мелодии. Чтобы услышать мелодию надо сосредоточиться не на основном более низком "дроне" варгана (основном звуке варгана), а на более "высоком" подголоске. Послушайте фрагмент записи Свайна Вестада "Фискарен" и попробуйте услышать и насвистеть мелодию.
    This text will be replaced


  3. Тембр - рассмотрим обертоновую многослойность , о которой шла речь выше, на примере этого же фрагмента. Условно можно выделить три основных слоя в звучании:
    1. Совсем низкий диапазон 50-80 Гц (выделено на спектрограмме желтым) Здесь звучит в основном топот ног. (слушаем пример)

      This text will be replaced


    2. Низ мелодии 250 - 500 Гц Послушайте запись, на которой эта часть спектра сделана громче, позже надо будет научится слышать эту низкую составляющую мелодии в обычной записи (на звучащие как "из бочки" более высокие составляющие не обращайте внимания).

      This text will be replaced


    3. Верх мелодии 630 - 3200 Гц. Слушаем высокую составляющую, громкость которой на записи также усилена.

      This text will be replaced


    4. Теперь возвращаемся к основной записи у пытаемся услышать все упомянутые составляющие, а на более позднем этапе обращаем внимание на то, как меняется во время развития мелодии состав и баланс тембра!

      This text will be replaced


  4. Украшения или как иногда называют приемы - в рассматриваемой мелодии используется наиболее часто встречающееся вибрато. Обратите внимание, оно не просто "тупо" включается и выключается, оно буквально вплетено в мелодию, начало, частота вибрато, динамика и его тембр, а также закон, по которому эти параметры изменяются, тесно связан с мелодией и обусловлен ей. В этом случае вибрато соединяет звуки наигрыша в одну песню, вдыхает в нее жизнь, и безусловно является одним из выразительных средств.
  5. Общий замысел, композиция, развитие итд - здесь все как в "обычной музыке"

<   Назад к списку курсов и статей    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2009 - 2016