| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Спиридон Спиридонович Шишигин

          Выдающийся якутский хомусист Спиридон Спиридонович Шишигин родился 1 августа 1950 года в поселке Табага Мегино-Кангаласского улуса. Он работает директором средней школы в п. Покровск. Совершенствуя искусство игры на хомусе с детства, Спиридон Спиридонович добился замечательных высот исполнительства и является одним из "виртуозов мира" - победителей конкурса, прошедшего во время проведения второго международного конгресса варганной музыки. Член правления Международного центра хомусной (варганной) музыки. Предлагаю вашему вниманию интервью с этим замечательным музыкантом.

        [М.В] Импровизационная игра считается вершиной исполнительства во многих музыкальных традициях. Есть различные варианты построения импровизации, но весьма часто можно встретить следующую последовательность: Сначала исполняется тема, затем музыкант плавно начинает её изменять, уводя наигрыш к другому, своему собственному, а затем в конце также постепенно, естественно возвращается к основной теме. Используется ли в якутской традиции такой способ?
        [С.Ш.]  Импровизация на хомусе - то же самое, что и на любом музыкальном инструменте. В основном я стараюсь играть так, как вы описываете. Особенно когда играю на концертах, когда указывается тема, то должен начать с нее и возвратившись к теме закончить ею. Так играют люди с музыкальным образованием. Но иногда бывает, что исполнитель входит в такое состояние, когда становится одним целым со своим инструментом и тогда музыка сама льется само собой, она создается интуитивно. Когда играешь так, то трудно думать о теме, но такая импровизация больше нравится зрителям и самому исполнителю. Это я могу объяснить тем, что хомус играет только с человеком и на его язычке сохранена некоторая энергия, которую впитал кузнец-мастер хомуса, делая его вручную. Мне кажется в этом и отличие якутской традиции импровизации на хомусе. Я думаю, что настоящая импровизация на хомусе создается, когда играешь на "своем" хомусе. Можно годами искать хомус для импровизации и не найти. Лучше найти кузнеца и заказать ему именной хомус.

        Как бы Вы порекомендовали учиться импровизации?
        Учиться импровизировать на хомусе можно также как и на всех инструментах. Сперва надо освоить всю технику игры, но ни в коем случае демонстрировать все свое умение во время игры. Набор звуков - это еще не музыка. Я думаю, учиться импровизировать лучше, играя в начале без темы, просто играть в свое удовольствие, слушая музыку своего хомуса, стараясь чтобы приятно самому и слушателям. В начале можно копировать других, добавляя что-то свое. Но не забывать, что копия это не импровизация. Очень важно играть на "своем" хомусе. Чтобы он максимально подходил тебе, твоим органам речи и дыхания, максимально точно выражал твои чувства, эмоции и переживания.

        В импровизации, при игре в якутском стиле, ритм нередко кардинально изменяется по несколько раз в одной композиции. Это произвольное изменение, сделанное по внутреннему чутью или есть определённые традиционные принципы, которых якутские исполнители стараются придерживаться?
        Я не музыковед и не исследователь традиционной музыки. Поэтому не могу сказать обобщенно о стиле игры всех импровизаторов, которых у нас в республике великое множество. Я знаю, что есть традиционный стиль "сыыйа тардыы" (умеренная игра), когда ритм почти не меняется. Исполнитель так играет, когда находится один, его не интересует ни сила звука, ни его разнообразие. Он играет не для публики, слушая лишь звучание хомуса, переживая и отдыхая только с ним и вместе с ним. При этом он может и напевать про себя, только что сочиненную им, песню-тойук. И есть много исполнителей, которые применяют и разный ритм, и разные стили в одном выступлении. Что касается меня, то я стараюсь, чтобы моя игра была мелодичной и не напрягала людей, настраивала их на отдых и спокойствие, чтобы они получали положительную энергию, чтобы люди вспоминали во время моей игры, что-то приятное. Я убежден, что только при такой игре можно получить и терапевтический эффект. При этом не стараюсь, чтобы игра шла в одном ритме или чтобы она менялась.

        Расскажите подробнее о приеме "Тарбах араас охсуулара", в частности расшифруйте, пожалуйста, что такое круговые удары?
        Основной удар по язычку хомуса - это касание второй фалангой согнутого указательного пальца при вращении кисти руки к себе от-носительно вертикальной оси. Обратный удар - это касание язычка пальцем при обратном вращении кисти, т.е. при возвращении в исходное положение. Переменный удар - это когда палец касается язычка при движении туда и обратно. Применяется при игре с быстрым темпом, можно использовать различные комбинации основного и обратного удара. Для якутского хомуса более подходят такие кистевые удары:
Боковой пальцевый удар - это когда кисть не движется и развернута к лицу. Хомусист приводит язычок в движение дергающими ударами пальцев. Для удобства большой палец можно упереть в лицо между глазом и ухом. Что касается кругового удара, может быть, это удары когда кисть вращается вокруг горизонтальной оси. Надо спросить у тех, кто этим термином пользуется… Тем более при этом получается тот же основной удар. Хомусисты других стран применяют другую технику приведения язычка в движение.


        На записях якутских виртуозов можно нередко услышать очень низкий звук - "Кенкелей" или гортанно легочный. Поясните, пожалуйста, как использовать легкие, чтобы получить более низкий звук. Для того, чтобы получить звук низкого тона надо максимально увеличить объем ротовой полости. Этого можно достигнуть, если настроить органы речи и голосовые связки на произношение "О". Чтобы получить звук еще ниже, надо еще больше увеличить пространство для извлечения звука, подключив область горатни и грудной полости. Это очень трудно объяснить, можно добиться путем долгих тренировок.

        Два вопроса связанных с удержанием хомуса и левой рукой. Некоторые хомусисты используют необычный хват, левая рука помещается ладонью не от себя, как обычно, а разворачивается наоборот ладонью к себе. Большой, указательный и средний пальцы обхватывают кольцо, а остальные пальцы располагают на щечках корпуса. Скажите, для чего используется такой способ, только для красоты и удобства или левая рука, сложенная рупором, как-то меняет звук?
        Я думаю, что способ удержания хомуса рукой не влияет на качество звучания хомуса. Нужно, чтобы было удобно самому исполнителю. Я также видел музыкантов, которые прикрепляли хомус к массивному предмету и играли, придерживая хомус за него. В этом случае не обязательно прижимать хомус к зубам. Еще раз подчеркну, что способ удержания хомуса влияние на звук хомуса не имеет. Во всяком случае, значительного. Главное, чтоб хомус был прижат к зубам крепко и чтобы ничего не мешало колебанию язычка. Губы должны обхватывать щечки корпуса хомуса.

        Поджимаете ли Вы в процессе игры щечки корпуса, чтобы изменять их зазор с язычком хомуса?
        Нет. Лучше этого не делать, т.к. можно случайно помешать колебанию язычка. Я всегда выбираю хомус с соответствующим зазором. Вообще надо иметь несколько концертных хомусов, т.к. хомус с низ-ким звуком звучит более долго и подходит для более умеренной игры, а для игры с быстрым темпом более подходит хомус с высоким тоном.

        Якутский хомус популярен не только у вас в республике Саха, многие восхищаются этим удивительным инструментом, и якутской хомусной музыкой и хотели бы самостоятельно, используя аудиозаписи освоить якутский стиль игры. Скажите насколько важно знание якутского языка или хотя бы умения произносить все звуки, используемые в вашем языке, для освоения якутской манеры игры.
        Я убежден, что каждый настоящий кузнец делает хомусы подходящие, прежде всего, для традиционных мелодий своего народа. А значит, чтобы играть хорошо на якутском хомусе надо научится хотя бы выговаривать все звуки якутского языка. Я бы даже сказал, что у нас есть разные диалекты, а потому, например, хомусы вилюйских мастеров более подходят для вилюйских исполнителей. Но кузнец может сделать специальный хомус по заказу, который подойдет только этому исполнителю. И я убежден, что только при игре на специально сделанном именном хомусе раскроются полностью возможности исполнителя и мастера.

        В своей книге "Играйте на хомусе" Вы пишете "Так, для подражания кукушке, жаворонку, выговаривания слов песни удобен хомус с доста-точно низким основным тоном". На какие ноты, по вашему мнению, надо настраивать основной тон хомуса, чтобы было удобнее всего имитировать кукушку?
        Для подражания кукушки больше подходит низковатый звук, хотя бы "фа". Кукушку лучше всего имитирую на хомусе, сделанном и подаренном мастером из г. Вилюйска Гоголевым Егором Петровичем в 1991 году. Его тон больше всего подходит тону кукушки. По- моему это нота между "ми" и "фа"

        В книжке "Кулаковский и Хомус", на странице 34 помещена фотография семи Ваших концертных инструментов. К сожалению там не подписаны мастера изготовители. Назовите, пожалуйста, мастеров и если можно расскажите подробнее об этих инструментах.


        Начал играть на хомусе знаменитого мастера Гоголева Семена Иннокентьевича-Амынньыкы, который жил и творил в моей родной деревне Табага Мегино-Кангаласского района республики Саха. Он продолжал делать практически в единственном лице певучие хомусы, ко-гда на них почти не было спроса и тем самым сохранил не только для народа Саха, но и для всего человечества технологию ручного изготовления хомуса. Этот хомус мне подарил мой старший брат Алексей, когда мне было 10 лет. Он находится в вехнем ряду слева. Два хомуса вверху (в цетре и справа) сделаны Готовцевым Егором Петровичем из г. Вилюйск Средний, это тот, с которым я сейчас выступаю на концертах. Его Егор Петрович сделал специально для меня. Когда я его попросил изготовить хомус, он сперва напоил чаем, расспрашивал о том, о сем, потом попросил поиграть на хомусе. Только после этого он сказал, что постарается сделать. Через некоторое время показал три хомуса и попросил попробовать. Послушав мою игру, он сказал, что они мне не подходят и забрал все обратно. Примерно через год он привез их в Якутск и подарил мне один из них. Играя на нем, я стал одним из лауреатов первого Международного фестиваля хомусистов "Виртуозы мира". В середине левого вертикального ряда хомус Прокопьева Якова. Он, работая на фабрике "Сардаана", стал зачинателем серийного производства хомусов. Я с ним не был лично знаком, хомус мне подарил его сын Александр, продолжающий дело отца. В середине правого вертикального ряда хомус Кондратьева Михаила Петровича. Находясь в преклонном возрасте, по моей просьбе, он вспомнил молодость и, не имея мастерской и станков, совершенно вручную изготовил несколько хомусов. На этом скромном, на вид, но удивительно певучем инструменте очень удобно играть переменными ударами, получать самые удивительные обертоны. Михаил Петрович, большую часть своих хомусов, изготовленных по моей просьбе подарил моим друзьям из разных стран, для передачи музеям. В левом ряду внизу хомус молодого, но известного во всем мире мастера из с. Тиэлиги Мегино-Кангаласского улуса РС(Я) Михайлова Павла Николаевича. Его певучие хомусы стоят сравнительно недорого и очень много детей играют на его хомусах. Внизу справа хомус знаменитого мастера, знатока традиционной якутской культуры Неустроева Бориса Федоровича из с. Баайага Таттинского улуса также изготовлен специально для меня и я очень дорожу этим инструментом.

        Егор Петрович привез через год те же самые, или переделал их?
    Я точно не знаю, может некоторые переделал, может язычок заменил, а может новые сделал. но они были одного размера и почти одинаково звучали. Но он выбрал сам, слушая мою игру. А я не спросил...

        Этот хомус Гоголева (см. фото) выглядит как новенький, хотя вы много играете на нем, у него такое прочное воронение, или вы давали его другому мастеру подновить покрытие?
    Это он сейчас такой, как бы вороненый. В начале был просто стального цвета. Обработано было, по-моему, просто мелкой шкуркой. Полировки,шлифовки не было. Я тоже никогда ничем не обрабатывал. просто вытирал насухо. И еще он советовал, после игры подергать язычок просто так в воздухе, чтобы влага улетала по инерции. Футляр тоже он сделал.

        В упомянутой мной книжке есть фотографии хомусов со всех концов света из Вашей личной коллекции. Вы играли на многих варганах разных школ, что бы Вы могли выделить?
        Выделить какой-либо варган трудно и, по-моему, не нужно. Каждый варган более подходит для своего народа. Важно, чтобы он был изготовлен большим мастером и только вручную. При ручном изготов-лении мастер передает свою энергию хомусу, впитывает в язычок "сок" и "соль" культуры своего народа, накопленные в его генах. В моей коллекции есть немало хомусов, играющих только мелодии своего народа. Это и австрийский маултроммель Йозефа Иоффена, киргизский тимир хомус Орособая Кинчинбаева, французский гимбард Бернарда Ла-лан-Кассу, венгерский доромб Золтана Силэги, китайский коучиан, индийский морсинг, африканский бамборо неизвестных мастеров и т.д.

        Есть еще один северный народ, который ценит "певучие" варганы - это норвежцы. Вам понравились норвежские муннхарпы?
Норвежские мастера действительно сохранили искусство изготовления своего хомуса-муннхарпе, а исполнители очень бережно относятся своим традициям игры на муннхарпе, делают многое для сохранения и развития этого искусства. Норвежские варганы очень нравятся мелодичностью звучания, но, мне кажется, что они более подходят для сопровождения танцев, для воспроизводства танцевальных мелодий. А для импровизационной игры мне более подходят якутские хомусы, хотя в нашем языке есть очень много сходных звуков.

        И еще вопрос, насколько интересно для вас звучание хомусов Вилюйских мастеров Чемчоева Р.Г. и Мальцева М.Н.?
Я, по-моему, несколько раз ответил на этот вопрос. Они мастера, признанные не только якутскими исполнителями, но исполнителями со всего мира. У меня есть их хомусы, я люблю играть на них, но пока на концертах я импровизирую на других. Но я обязательно закажу им хомусы для концерта.

        Пробовали ли Вы сами когда-нибудь сделать хомус своими руками?
        Как делают хомусы, я наблюдал много раз. Сам пробовал дважды. В первый раз давно, без всяких инструментов и из подручных мате-риалов. Звук можно было извлекать, но импровизировать невозможно. Второй раз в Японии во время мастер-класса мастера Мецуги для детей. В Токийском центре детского творчества по инициативе известного всем исследователя и пропагандиста хомусной музыки Лео Тадагава проводятся мастер-классы по изготовлению детского хомуса. Во время этих занятий дети совместно с родителями изготовляют маленький биабон для себя. Я попробовал вместе с ними и сделал вполне пригодный для первоначальных занятий японский варган. Он занимает почетное место в моей коллекции.

        Закончу интервью традиционно: что бы вы пожелали варганистам - любителям?
        Не бросать игру на хомусе. Объединиться, чтоб везде возродить настоящие традиции искусства игры на варгане. Найти свой хомус.

<   Назад к списку курсов и статей    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2009